Сварка корня шва на просвет

Время чтения: ≈12 минут

Любому молодому сварщику рано или поздно придется столкнуться со сваркой труб. Дело это непростое, со множеством нюансов и особенностей. Поэтому настоящих мастеров своего дела крайне мало. Новички просто боятся брать подобную работу, думая, что не выполнят ее. Хотя на деле все гораздо проще, чем может показаться на первый взгляд. Ведь самое главное — хорошо заварить корень. А остальные навыки придут с опытом.

сварка на просвет

В этой статье мы подробно расскажем вам о том, как качественно варить трубы «на просвет». Вы также узнаете, что вообще из себя представляет сварка на просвет, как точно состыковать две трубы, как настроить режим сварки и не прогадать с заполнением шва.

Общая информация

Итак, для начала определимся с термином «сварка на просвет» или «под просвет». Сварка корня шва на просвет — это просто сварка труб со сквозным зазором между ними. Название «на просвет» означает, что такой зазор виден насквозь. Обычно таким методом варят трубы диаметром до 12 миллиметров, но бывают исключения.

Иногда термином «на просвет» называют сварку труб перед прохождением радиографического контроля. Ведь суть такого контроля в том, что лучи пронизывают металл, как бы «просвечивая» его. Но зачастую сваркой на просвет все же называют обычную сварку с видимым зазором между трубами. Кстати, две состыкованные, подготовленные к сварке трубы называют просто катушкой.сварка труб под просвет

Что ж, теперь, когда мы разобрались с терминами, приступим к самой сварке. Далее мы подробно расскажем, как выполнить сварку катушки под просвет.

Сварка на просвет

Подготовительные работы

Сварка на просвет — это практически всегда необходимость подготовки металла под сварку. Если вы раньше никогда не занимались сваркой труб, то можете подобрать для себя пару деталей для тренировки. Новичкам рекомендуем взять трубы среднего диметра с толщиной стенок 5-10 миллиметров.

Далее нужно как следует зачистить трубы в месте будущего сварного соединения. Вне зависимости от того, варите вы тренировочные или реальные трубы. Следите, что не было следов коррозии или краски. Желательно зачистить детали до видимого металлического блеска. В нашем случае идеальный инструмент для зачистки — это шлифовальная машинка. С ее помощью вы удалите большинство загрязнений. Чтобы убрать металлические включения используйте болгарку или напильник. После очистки обезжирьте поверхность растворителем и протрите лоскутом ткани.

Теперь нужно правильно состыковать две трубы. Многие новички спрашивают, как это можно сделать. Ведь трубы могут быть тяжелыми или у вас просто не получает их состыковать точно. В этой ситуации не обойтись без дополнительных приспособлений. Мы в своей практике используем центратор. Сейчас можно найти в продаже компактные недорогие модели, которые удобно монтируются. При стыковании труб оставьте небольшой зазор между ними. Зазор должен быть чуть меньше диметра электрода, которым вы будете варить. Оптимальный размер зазора — 2.5 миллиметра.

Помимо труб нужно подготовить и сами электроды. Когда с заготовками закончено, приступают к подготовке электродов. Если размер зазора равен 2.5 миллиметра, то выберите электроды диаметром 2.6 миллиметров. Что касается производителя, то здесь выбор остается за вами. Мы используем в работе Kobelco LB52U. На наш взгляд они идеально выполняют свою работу, хотя и стоят недешево.

Читайте также: Электроды для сварки труб

Электроды нужно прокалить в печи, чтобы убрать всю лишнюю влагу. Прокаливайте часа 1.5-2, при температуре не более 380 градусов. Рекомендуем прокаливать непосредственно перед сваркой. Но если такой возможности нет, то нужно сложить стержни в специальный пенал, не в картонную коробку. Если не хотите покупать пенал, можете сделать его своими руками из ППУ трубы.

Настройка режима сварки

Качественная сварка труб под просвет во многом зависит от правильно настроенного режима сварки. Тема режимов сварки очень обширная и сложная. Мы уже рассказывали вам некоторые особенности тут, тут и тут. Что касается настройки режима при работе с трубами, то нужно ориентироваться на толщину стенок и применяемые электроды. Нет однозначных рекомендаций, какая сила тока лучше, ведь каждый случай индивидуален. Так что вам поможет только метод проб и ошибок.

Что касается остальных параметров режима сварки, то дуга должна быть короткой, скорость сварки должна быть не слишком быстрой и не слишком медленной. Иначе будут непровары или прожоги. Также рекомендуем установить прямую полярность и постоянный ток. Это общие рекомендации. Мы не рассказываем о напряжении дуги и прочих параметрах, потому что они тоже индивидуальны для каждого типа работ. И подбирать их нужно непосредственно на месте.

Также следите за технологическим окном. Технологическое окно — это небольшое углубление, которое образовывается при оплавлении кромок. Для вас, как для сварщика, технологическое окно — это самое главное. Поскольку благодаря ему вы можете наблюдать за процессом сварки и в любой момент заметите, если что-то пойдет не так.технологическое окно

Словом, чтобы выбрать режим и правильно сварить корень шва под просвет нужно много практиковаться. Только так вы поймете, какие настройки оптимальны. Если это ваша первая профессиональная сварка труб, то спросите совет у более опытных коллег по цеху.

Сварочный процесс

Итак, вы подготовили металл к сварке и настроили режим. Можно приступать к формированию шва. Но для начала сделайте несколько точек-прихваток, чтобы корень не деформировался при сварке. Количество точек определяется на глаз, зависит от размеров трубы. Чем труба больше, тем больше точек.

В идеале, точки-прихватки должны надежно скреплять трубы. Поэтому делайте их так же, как если бы варили сам шов. После того, как сделаны прихватки, нужно снова зачистить стык. На этом этапе вы можете обнаружить дефекты у корня. Вырежьте их. Если это не сделать, такая сварка будет считаться браком.

Теперь вы можете начать равномерно заполнять шов. Поверьте, это самое простое из всего, чтобы вы будете делать при сварке труб на просвет. Если вы изначально хорошо все зачистили, то возможно у вас получится переплавить меньше корня. Но обычно требуется переплавить процентов 30.

Если в процессе работы вам необходимо поменять электрод, то новым электродом нужно варить чуть ниже того места, где вы остановились до этого. Так шов будет более аккуратным и не будут образовываться дефекты.

Читайте также: Исправление дефектов сварки 

Не забывайте про облицовочный слой. Для него нужно оставить около 1.3-1.5 миллиметров. При этом слой должен лечь равномерно и без подрезов, а это самое главное. Варите облицовочный шов так же, как и заполняющий. После смены электрода начинайте варить немного ниже того места, где остановились. В процессе облицовки следите за силой тока. Можете уменьшать или увеличивать ее, следя за результатом. Так вы найдете оптимальное значение тока и сможете сделать аккуратный шов. В результате вы должны получить эстетичный шов с плотно заваренным корнем. Допускается выступ у шва относительно поверхности металла, но не более 1 миллиметра.

Распространенные ошибки

Сварка на просвет — дело непростое, поэтому у всех новичков швы получаются с множественными дефектами. И это неудивительно. Только практика поможет вам избавиться от дефектов. А также изучение ГОСТов и теории. Далее мы расскажем о самых распространенных ошибках, которые приводят к дефектам. И дадим несколько рекомендаций, которые помогут вам избежать появления дефектов.

Итак, самая главная и часто встречающаяся ошибка — непроваренные участки. Непровары образовываются в тех случаях, когда у сварщика было очень мало практики или же он варил слишком быстро. Зачастую таких мастеров даже не допускают до сварки. Но это не повод для беспокойства. Исправить это ошибку можно, но для этого нужно постоянно работать над своими навыками.

Также часто встречаются провисшие участки или просто неаккуратные швы. Такие дефекты возникают из-за банального несоблюдения технологии сварки. Внимательно изучите технологию и только после этого приступайте к работе. Не думайте, что сможете в процессе угадать, как нужно работать.

Напоследок несколько рекомендаций. Прежде всего, варите только на короткой дуге. Да, это сложно. Да, плохо видна зона сварки. Но только на короткой дуге у вас получится качественный шов. С этим нужно смириться. Также не отрывайте электрод во время сварки. Это допустимо только при смене электрода.

Постарайтесь правильно настроить сварочный ток. Это опять же дело практики и опыта. Научитесь правильно разделывать кромки и зачищать металл. И вообще уделите больше времени зачистке и прокаливанию электродов. Не допускайте работы при осадках или на сильном ветру. И самое главное: используйте профессиональное оборудование в паре с качественными комплектующими.

Вместо заключения

Работы «на просвет» должны производиться качественно даже в том случае, когда качество шва в дальнейшем не будет подвергаться контролю. Сварка под контролем, конечно, дисциплинирует, но вы должны в любой ситуации ответственно подходить к процессу. Мы подробно рассказали вам о каждом этапе сварочных работ. Начиная от подготовки металла, заканчивая возможными дефектами. Если вы владеете навыками сварки, то наверняка сможете выполнить работе более-менее качество просто прочитав этот материал.

Теме частых ошибок посвятите больше времени. Мы дали лишь некоторые рекомендации, как можно избежать ошибок. На деле нюансов может быть гораздо больше. Так что не поленитесь и изучите ГОСТы на все сварочные работы, которые собираетесь выполнять. И практикуйтесь как можно больше. Ведь, как известно, теория без практики ничего не стоит. Желаем удачи в работе!

Как вам статья?

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Всё о сварке и сварочном оборудовании
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Для вашего удобства сайт использует cookie для хранения данных. Продолжая использовать сайт, Вы даете свое согласие на работу с этими файлами.
Принять
Политика конфиденциальности